Когда снимать шины с эксплуатации?

Многие перевозчики, особенно те, у кого в силу обстоятельств сложился дефицит оборотных средств, сейчас ездят на совершенно «лысых» шинах. Купить новые не за что, а ехать надо. «Дальнобой» проконсультировался со специалистами, которые прояснили ситуацию относительно того, когда безопаснее и в то же время выгоднее снимать грузовые шины с эксплуатации.
Езда без протектора — русская рулетка
Грузовой автомобиль — не легковушка. Нагрузки на шины могут составлять до 4,5–5 т. И это без перегрузов, которые так часто встречается на внутренних рейсах. Давление в грузовой шине находится в пределах 8–9 атмосфер. Зная это, представить последствия взрыва шины (сделать ссылку на видео с демонстрацией взрыва шины) не так уж сложно. Последующие за этим ремонты потянут если на полный комплект новых шин, то на половину — запросто. Так нужно ли подвергать риску себя и других?
Неоправданный риск
Зачем рискуют дальнобойщики, ездя на убитых шинах? Чтобы сэкономить и таким путем что-то заработать. Но это только кажущаяся экономия. Это то, что первым приходит в голову. Да, действительно, увеличивается пробег шины, что можно считать экономией, если не учитывать связанных с этим рисков. Но кто взял в руки калькулятор или ручку и посчитал, сколько он сэкономил, катаясь на «сликах»? Как реально увеличился пробег шин?
На самом деле увеличение пробега таким манером составляет в лучшем случае 10–15 тыс. км. Это примерно 7–9 % от обычного ресурса шины. Значит, при стоимости шины в 3000 грн. вы сэкономили 240 грн. И при этом постоянно рисковали. Насколько это было оправданно, рассмотрим детальнее.
Лучше продать каркас
У нас в стране не самые хорошие дороги, это известно всем. Данный факт является причиной множественных расслоений каркасов грузовых шин. Но отечественные восстановители не слишком обращают на это внимание. Главное, чтобы внешне все было хорошо. Тем более что гарантия дается только на протектор. Это открывает большие возможности для перевозчиков. Пусть вы купили шины даже не премиум, а эконом-класса: их каркасы считаются вполне надежными и подходящими для восстановления. Вам остается снять шины с эксплуатации, когда остаточная глубина протектора составляет 2 мм. Продав каркасы, вы получаете сумму, которая даже больше стоимости остаточного ресурса шины. Эти деньги можно использовать при покупке новых шин, и при этом риск намного меньше.
Мы подсчитали стоимость километра пробега как в случае с лысыми шинами, так и с продажей каркасов. Цифры говорят в пользу второго.
Б/у шина дороже каркаса
Продавать каркасы выгодно, но отечественные дороги отражаются на шинах далеко не самым лучшим образом. Бывает, что за год шина ремонтируется по 3–4 раза, и такое количество ремонтов служит преградой для продажи каркаса. Кроме того, шина может иметь множественные порезы и другие повреждения, из-за которых восстановитель может отказаться купить каркас. Придется такую шину «добивать», а делать это невыгодно.
Выходом из ситуации является досрочное снятие шины с эксплуатации, когда остаточная глубина протектора не меньше 4 мм. В этом случае шину можно продать, как б/у, и это не требует от продавца ничего, кроме ее целостности на момент продажи. Ни количество ремонтов, ни возраст тому не помеха — ведь б/у шина будет эксплуатироваться в течение максимум нескольких месяцев.
В то же время б/у шину можно продать еще дороже, чем каркас. Да, вы потеряете пробег, равный 2 мм износа протектора, но в этом случае вы гарантированно продадите все свои старые шины, да еще и по цене, превышающей стоимость каркаса. Подсчитав затраты на шины хотя бы на один автопоезд в целом, вы сможете убедиться, что это выгоднее, чем риск с каркасами (примут — не примут), и намного выгоднее, чем ездить на лысых колесах.
На каждый товар свой покупатель
Раньше восстановленные шины играли роль дешевых шин, каркасы привозили из Европы, и здесь восстанавливали. Сейчас ситуация изменилась: оптовая цена каркасов, например, в Голландии, составляет 35–40 евро за штуку. Следовательно, импортировать их стало невыгодно, поэтому наши восстановители пользуются исключительно местными. Сегодня восстановленные шины по цене сравнялись с шинами из Юго-Восточной Азии.
Выбор, конечно, за вами, но следует помнить, что, покупая восстановленные шины, вы покупаете кота в мешке. В каком состоянии каркас — не знает никто, и сколько он сможет проездить, тоже никому неизвестно. Поэтому, если вы считаете целесообразным использовать наварку, покупайте изначально шины премиум-класса, ездите аккуратно, и отдавайте их на восстановление. В противном случае, тем, кому нужно заработать «сегодня на сегодня», выгоднее покупать бюджетные азиатские шины, вовремя снимать их с эксплуатации и продавать в качестве «бэушных».