Соответствие диск – шина
Диск, как и шина, является той основой, на которой базируется транспортное средство. Диск и шина — это два близких родственника, которые должны иметь как одинаковые силовые характеристики:
- индекс нагрузки;
- индекс скорости,
так и идентичные сопрягаемые размеры соответствия:
- типоразмер шины и посадочная ширина диска;
- посадочный диаметр шины и посадочный диаметр диска.
Дополнительным признаком конструкции диска ,определяющим его конструктивные особенности и возможность установки на ту или иную ступицу оси является вылет консоли (модель диска). При выборе элементов пары «диск–шина» первичным является выбор типоразмера шины для транспортного средства, который рекомендует его производитель. Выбор диска производится для конкретного типоразмера шины. При этом позиция данного колеса на транспортном средстве соответствует параметру диска — вылету консоли диска.
Учитывая, что типоразмеру шины должен строго соответствовать типоразмер диска, различают два вида размерности размерностей диска для одного и того же типоразмера шины:
- рекомендуемый типоразмер диска;
- допустимый типоразмер диска.
Рекомендуемый типоразмер диска — это размер диска, наиболее точно соответствующий размеру сопрягаемой шины. Допустимый типоразмер диска — это допущение, которое в конечном итоге не сказывается положительно на эксплуатационных качествах колеса и является неким допустимым исключением. С чем это связано? Шина, правильно установленная на диск, должна быть надежно защемлена, не проворачиваться на диске и не демонтироваться самопроизвольно. Избыточное защемление шины на диске (узкий диск) или недостаточное защемление (широкий диск) одинаково плохо для эксплуатации колеса.
На практике, исходя из известного типоразмера шины и позиции на ТС, диск выбирается согласно каталожным данным производителя шин и дисков, на основании таблицы соответствия. Например, для типоразмера шины 315/80 R 22,5 можно применить следующие диски:
- рекомендуемый — 22,5-9,00;
- допустимый — 22,5-9,75.
Наиболее приемлемый вариант — выбирать рекомендуемый типоразмер диска. Существует еще одно практическое правило: посадочная ширина диска должна быть, как правило, на 30 % у?же ширины профиля шины. Это и основное правило соответствия одинаковых типоразмеров шин — одинаковым дискам позволяют избежать потерь при эксплуатации. Исходя из опыта специалистов компании «Дальнобой», установка шин на разные диски приводит к таким негативным последствиям:
- пятно контакта одной шины отличается от пятна контакта другой;
- правое и левое колесо имеют различные инерционные характеристики;
- изменение управляемости автомобиля и появление явления «увода»;
- при установке шины на не соответствующий диск деформация шины приводит к неправильному распределению сил, действующих в процессе движения на элементы её конструкции.
Изложенные выше факторы, в совокупности с неисправностями подвески, несоответствием норме геометрических параметров ходовой части, приводят к появлению значительных нагрузок, воздействующих на шины, которые не возникают при эксплуатации исправного транспортного средства. Это может стать причиной возникновения неравномерного износа, а также привести к изменению геометрических параметров конструкции шины.