Словарь терминов и понятий
А
Автоклав — специальное устройство цилиндрической формы, в котором проводится вулканизация нового протектора и восстанавливаемого каркаса шины при холодном методе восстановления.
Адгезивные противовесы — это балансировочные грузики, изготовленные из тяжелых металлов, закрепляемых в любом из доступных мест колесного диска методом приклеивания с помощью имеющегося адгезивного слоя на самом грузике, используется для устранения весовой неоднородности при балансировке колеса на дисках из легких сплавов.
Актуальная таблица — специальная таблица производителя ремонтных элементов предназначенная для выбора ремонтного элемента для конкретной шины исходя из размера шины, зоны повреждения и размеров повреждения.
Б
Балансировка колес — устранение весовой неоднородности конструкции колеса (колесного диска).
Балансировочный порошок — это синтетический гранулят в виде в виде порошка белого цвета с электростатическими или анти электростатическими свойствами, используемый для балансировки бескамерных колес (увеличения плавности хода).
Беговая дорожка — это профильные углубления в протекторной части шины, обеспечивающие отвод воды из пятна контакта и обеспечивающие тягово-сцепные свойства шины и ее курсовую устойчивость.
Боковина шины — наиболее тонкая часть конструкции шины, подвергающаяся наибольшим изгибающим деформациям, расположена между плечевой зоной и бортом шины.
Брекер (брекерный пакет) — это резинокордный пояс, расположенный над каркасом шины, служащий для придания шине строгой концентрической формы окружности и защиты ее каркаса от механических повреждений.
В
Вулканизация — химический процесс получения резинотехнической смеси из составляющих под воздействием температуры, давления и времени процесса.
Вылет диска (офсет) — это геометрический размер конструкции колесного диска, измеряемый от центра его обода до привалочной плоскости фланца диска в мм.
Г
Герметизирующий слой — это слой специальной резины (бутиловой), нанесенный на внутреннюю поверхность бескамерной шины, выполняющий в ней роль камеры.
Горячее восстановление шин — процесс восстановления (замены) изношенного протектора шины на новый путем его повторного формования из состава РТС при температуре + 145 °С.
ГОСТ — признак сертификации по государственному общесоюзному стандарту.
Д
Динамометрический ключ — специальный ключ с регулируемым усилием затяжки крепежных гаек.
Диск колеса — основа колеса, состоящая из обода, на который монтируется шина и фланца, с помощью которого колесо присоединяется к ступице.
Допустимый размер диска — допустимый вариант соответствия размеров диск–шина.
ДОТ — признак сертификации по североамериканскому стандарту (Департамент оф. транспорт).
З
Забивные противовесы — это балансировочные грузики, выполненные из сорта тяжелых металлов, закрепляемые на закраину обода диска при помощи пластинчатой пружины, используются для устранения весовой неоднородности колеса при его балансировке.
Зона бортового кольца (борта) — это посадочная зона шины на диск, конструктивно соответствующая сопрягаемой поверхности диска.
И
Индекс нагрузки — это основная силовая характеристика шины, характеризующая максимально допустимую нагрузку на шину при максимально допустимой скорости, обозначается трехзначным числом.
Индекс профиля шины — это показатель процентного отношения высоты профиля шины к ширине ее профиля, изображается в типоразмере шины.
Индекс скорости шины — это силовая характеристика шины, характеризующая максимально допустимую скорость для данной шины при максимально допустимой нагрузке, обозначается буквой латинского алфавита.
Индикатор нарезки — цилиндрические углубления в днища канавок протектора шины, нижний уровень которых сигнализирует о возможной предельной глубине нарезки рисунка протектора данной шины (используется как контрольная точка при выполнении нарезки).
Индикатор предельного износа шины — это специальное место на днище канавки протектора шины в виде выступа, износ до уровня отметки его верха сигнализирует о предельной величине (используется для определения пригодности шины к эксплуатации).
Инерлайнер — герметизирующий слой бескамерной шины, исполняющий роль камеры.
Инсет – геометрический параметр диска шины, равный расстоянию от центра обода диска до внутренней плоскости фланца диска, измеряется в мм.
Инспекция состояния шин — проверка действительного состояния шин на предмет пригодности к эксплуатации и выявления дефектов.
Инфлятор (Омега Джет) — приспособление для первичного уплотнения диск-шина при накачке бескамерных колес.
К
Канавка протектора — это профильные углубления в протекторной части шины, обеспечивающие отвод воды из пятна контакта и обеспечивающие тягово-сцепные свойства шины и ее курсовую устойчивость.
Каркас шины — это основа ее конструкции, состоящая из двух бортовых колец и слоев корда между ними.
Класс нагрузки — это разновидность обозначения силовой характеристики шины, имеющий аналогичное назначение, как и индекс нагрузки, но изображается буквой латинского алфавита, согласно требованиям североамериканского стандарта (ДОТ).
Колесо — сборный элемент, состоящий из диска и смонтированной на нем шины.
Корона шины — часть протектора шины заключенная между ее плечевыми зонами.
Косметический ремонт шины — ремонт повреждения шины не требующий наложения ремонтного элемента (нет нарушения целостности каркаса и брекерного пакета).
Л
Ламели (сайпы) — это элементы конструкции шины, представляющие узкие прорези, расположенные на протекторной части шины, улучшающие сцепные свойства шины в разных условиях эксплуатации.
М
Максимальное давление шины — это максимально допустимая величина давления в шине, соответствующее максимально допустимой ее нагрузке, установленной ее производителем.
Миникомби — ремонтный элемент в форме грибка, состоящий из резинотехнической смеси, используется для ремонта мелких повреждений на протекторной части шины по технологии REMA TIP TOP.
Модель шины — это характеристика включает в себя: конструкцию каркаса, физико-механические свойства резинотехнических смесей и дизайн рисунка протектора.
Н
Насосный обруч — приспособление для первичного уплотнения пары диск-шина при накачке бескамерных колес.
НГП — глубина начальная протектора шины, указывается производителем шины.
Небалансируемое колесо — это такое колесо, величина дисбаланса которого больше величины предельно измеряемого дисбаланса балансировочного стенда.
Неравномерный износ шины — неодинаковый износ протекторной части конкретной шины по всей его окружности.
Неравный износ шин — разный по степени износ протектора шин на позициях транспортного средства при эксплуатации.
Неремонтируемая шина — это такая шина, когда характер повреждения и или ее техническое состояние требуют ее утилизации из условий безопасности дорожного движения.
Норма слойности — это разновидность обозначения силовой характеристики шин в виде количества слоев хлопчатого корда в конструкции каркаса шины эквивалентного по несущей способности реальному количеству корда в существующей шине.
Носок борта шины — внутренняя часть основания борта шины (имеет остроугольную форму.
О
Ободная лента — профилированная эластичная прокладка из резинотехнической смеси в виде кольца, расположенная между ободом диска, камерой шины и бортами шины, предохраняет последние от механических повреждений.
ОГП — остаточная глубина протектора шины на любом этапе ее эксплуатации.
Оптимальное давление в шине — это давление точно соответствующее нагрузке приложенной к шине в данный период времени.
ОСТ — признак сертификации по отраслевому стандарту.
П
Перестановки шин по позициям ТС — периодическое изменение местоположения шин установленных на ТС с целью выравнивания степени их износа в процессе эксплуатации.
Пластырь балансировочный — это дополнительный элемент, выполненный из резины, используемый производителями шин в качестве балансировочного грузика при балансировке шин в процессе их производства для устранения весовой неоднородности.
Пластырь ремонтный — силовой ремонтный элемент, представляющий резинокордную структуру, используется для ремонта повреждений конструкции шин в качестве усиливающего элемента при проведении ремонта.
Плечо шины — это смежная область конструкции шины расположена между протектором и боковиной, испытывающая наиболее сложную деформацию кручения в процессе эксплуатации.
Посадочная полка диска — это посадочная поверхность обода диска, сопрягаемая с зоной борта шины.
Повреждение шины — нарушение целостности конструкции шины (каркаса и или поясов брекера) требующее наложение ремонтного элемента.
Проверка геометрии ходовой части ТС — проверка состояния установки углов осей и колес на осях ТС в соответствии с нормативом.
Протектор шины — профилированная часть резины шины непосредственно соприкасающаяся с дорожным покрытием и подвергающаяся постоянному износу.
Пятка борта шины — наружная часть основания борта, прилегающая к закраине обода диска (имеет закругленную форму).
Р
Раббер — электрическое устройство для углубления рисунка протектора шины (нарезки) ручным способом.
Размер колесного диска — основная геометрическая характеристика колесного диска, используется для его выбора для конкретного типоразмера шины, различают варианты рекомендуемый и допустимый.
Ревулканизация — это процесс разложения резинотехнической смеси под воздействием высокой температуры.
Рекомендуемый размер диска — наиболее приемлемое соответствие размеров диск–шина.
Рекомендуемое давление для шины — соответствует максимально допустимой нагрузке на ось ТС в снаряженном состоянии.
Ремастем — ремонтный элемент цилиндрической формы, состоящий из резинотехнической смеси, используется для ремонта мелких повреждений в протекторной части шины в дополнении с ремонтным пластырем по технологии REMA TIP TOP.
Ремонт шин — процесс восстановления эксплуатационных свойств шины после ее повреждения методом наложения силового ремонтного элемента.
С
Сервисное обслуживание шин — перечень работ выполняемых в определенной последовательности для получения максимального эффекта от эксплуатируемых шин (минимальную стоимость 1 км пробега).
Т
Термопресс — устройство для вулканизации повреждения шины в процессе ее ремонта.
Типоразмер шины — основная ее характеристика, отражающая основные геометрические размеры и конструкцию каркаса.
Типоразмер шины — основная характеристика шины, включающая основные геометрические размеры и конструкцию ее каркаса, используется для выбора шины для конкретного транспортного средства.
ТУ — технические условия на определенную продукцию или технологические процессы.
У
Углубление рисунка протектора (нарезка) шины — технологический процесс дополнительного углубления канавок протектора шины на 3–4 мм, выполняемый ручным инструментом при наличии разрешительной надписи производителя шины.
Утилизация шин — процесс разрушения конструкции шины не пригодной к эксплуатации с целью охраны окружающей среды и повторного использования вторичных материалов.
Ф
Финиш-балансировка — устранение весовой неоднородности колеса вместе со ступицей.
Х
Холодное восстановление шин — процесс восстановления (замены) изношенного протектора шины на новый, представляющий собой готовую ленту или кольцо при температуре + 90–100 °С.
Ш
Шина с направленным рисунком протектора — это шина, у которой рисунок протектора не симметричен радиальной плоскости протектора колеса, снижающий эффект «аквопланирования», т. е. улучшающий курсовую устойчивость ТС.
Шинный насос — специальное устройство для накачки колес объединивший в себе кран, манометр и устройство аварийного сброса давления из накачиваемого колеса.
Э
Экструдер — винтовой механический нагнетатель герметизирующих составов, используемых для заполнения кратера повреждения при ремонте шин.
Энвилоп — специальная резиновая оболочка, в которую помещается восстанавливаемая шина для последующей вулканизации в автоклаве методом холодной вулканизации.
A
ABPA — Бразильская ассоциация предприятий-производителей шин и дисков.
Е
ЕТRTO — признак сертификации по Европейскому стандарту (Европейская техническая организация по шинам и дискам), сокращенное обозначение Е.
J
JATMA — Ассоциация японских предприятий-изготовителей шин.
М
МС ISO — признак сертификации по международному интернациональному стандарту.
S
STRO — Скандинавская организация предприятий–производителей шин и дисков.
T
TRA — Североамериканская техническая ассоциация по шинам и дискам (Тайр энд рим эсоусиэйшн инж).
TRAA — Ассоциация предприятий-изготовителей шин и дисков Австралии.