Словарь терминов и понятий

Словарь терминов и понятий

А


Автоклав — специальное устройство цилиндрической формы, в котором проводится вулканизация нового протектора и восстанавливаемого каркаса шины при холодном методе восстановления.   

Адгезивные противовесы — это балансировочные грузики, изготовленные из тяжелых металлов, закрепляемых в любом из доступных мест колесного диска методом приклеивания с помощью имеющегося адгезивного слоя на самом грузике, используется для устранения весовой неоднородности при балансировке колеса на дисках из легких сплавов.

Актуальная таблица — специальная  таблица  производителя ремонтных элементов предназначенная для выбора ремонтного элемента для  конкретной шины исходя из размера шины, зоны повреждения и размеров повреждения.

 

Б


Балансировка колес — устранение весовой неоднородности конструкции колеса (колесного диска).

Балансировочный порошок — это синтетический гранулят в виде в виде порошка белого цвета с электростатическими  или анти электростатическими свойствами, используемый для балансировки  бескамерных колес (увеличения плавности хода).       

Беговая дорожка — это профильные углубления в протекторной части шины, обеспечивающие отвод воды из пятна контакта и обеспечивающие тягово-сцепные свойства шины и ее курсовую устойчивость.   

Боковина шины — наиболее тонкая часть конструкции шины, подвергающаяся наибольшим изгибающим деформациям, расположена между плечевой зоной и бортом шины.

Брекер (брекерный пакет) — это резинокордный пояс, расположенный над каркасом шины, служащий для придания шине строгой концентрической формы окружности и защиты ее каркаса от механических повреждений.

 

В


Вулканизация — химический процесс получения резинотехнической смеси  из составляющих под воздействием температуры, давления и времени процесса.   

Вылет диска (офсет) — это геометрический  размер конструкции колесного диска, измеряемый от центра  его обода до привалочной плоскости  фланца  диска в мм.

 

Г


Герметизирующий слой — это слой специальной резины (бутиловой), нанесенный на внутреннюю поверхность бескамерной шины, выполняющий  в ней роль камеры.   

Горячее восстановление шин — процесс восстановления (замены) изношенного протектора шины на новый путем его повторного формования из состава РТС при температуре  + 145 °С.

ГОСТ — признак сертификации по государственному общесоюзному стандарту.

 

Д


Динамометрический ключ — специальный ключ с регулируемым усилием затяжки крепежных гаек.   

Диск колеса — основа колеса, состоящая из обода, на который монтируется шина и фланца, с помощью которого колесо присоединяется к ступице.

Допустимый размер диска — допустимый вариант соответствия размеров диск–шина.

ДОТ — признак сертификации по североамериканскому стандарту (Департамент оф. транспорт).

 

З


Забивные противовесы — это балансировочные грузики,  выполненные из сорта тяжелых металлов, закрепляемые на закраину обода диска при помощи пластинчатой пружины, используются для устранения весовой неоднородности колеса при его балансировке.   

Зона бортового кольца (борта) — это посадочная зона шины на диск, конструктивно соответствующая сопрягаемой поверхности диска.

 

И


Индекс нагрузки — это основная силовая характеристика шины, характеризующая максимально допустимую нагрузку на шину при максимально допустимой скорости, обозначается трехзначным числом.   

Индекс  профиля  шины —    это показатель процентного отношения высоты профиля шины к ширине ее профиля, изображается в типоразмере шины.

Индекс скорости шины — это силовая характеристика шины, характеризующая максимально допустимую скорость  для данной шины при максимально допустимой нагрузке, обозначается буквой латинского алфавита.

Индикатор нарезки — цилиндрические углубления в днища канавок протектора шины, нижний уровень которых сигнализирует о возможной предельной глубине нарезки  рисунка протектора данной шины (используется как контрольная точка при выполнении нарезки).   

Индикатор предельного износа шины — это специальное место на днище канавки протектора шины в виде выступа, износ  до уровня отметки его верха сигнализирует о предельной величине (используется для определения пригодности шины к эксплуатации).   
Инерлайнер — герметизирующий слой бескамерной шины, исполняющий роль камеры.

Инсет – геометрический параметр диска шины, равный расстоянию от центра обода диска до внутренней плоскости фланца диска, измеряется в мм.   

Инспекция состояния шин — проверка действительного состояния шин на предмет пригодности к эксплуатации и выявления дефектов.   

Инфлятор (Омега Джет) — приспособление для первичного уплотнения диск-шина при накачке бескамерных колес.

 

К


Канавка протектора — это профильные углубления в протекторной части шины, обеспечивающие отвод воды из пятна контакта и обеспечивающие тягово-сцепные свойства шины и ее курсовую устойчивость.

Каркас шины — это основа ее конструкции, состоящая из двух бортовых колец и слоев корда между ними.

Класс нагрузки — это разновидность обозначения силовой характеристики шины, имеющий аналогичное назначение, как и индекс нагрузки, но изображается буквой латинского алфавита, согласно требованиям североамериканского стандарта (ДОТ).   

Колесо — сборный элемент, состоящий из диска и смонтированной на нем шины.

Корона шины — часть протектора шины заключенная между ее плечевыми зонами.

Косметический ремонт шины — ремонт повреждения шины не требующий наложения ремонтного элемента (нет нарушения целостности каркаса и брекерного пакета).

 

Л


Ламели (сайпы) — это элементы конструкции шины, представляющие узкие прорези, расположенные на протекторной части шины, улучшающие сцепные свойства шины в разных условиях эксплуатации.

 

М


Максимальное давление шины — это максимально допустимая величина давления в шине, соответствующее максимально допустимой  ее нагрузке, установленной ее производителем.

Миникомби — ремонтный элемент в форме грибка, состоящий из резинотехнической смеси, используется для ремонта мелких повреждений на протекторной части шины по технологии REMA TIP TOP.

Модель шины — это характеристика включает в себя: конструкцию каркаса, физико-механические свойства резинотехнических смесей и дизайн рисунка протектора.

 

Н


Насосный обруч — приспособление для первичного уплотнения пары диск-шина при накачке бескамерных колес.

НГП — глубина начальная протектора шины, указывается производителем шины.

Небалансируемое колесо — это такое колесо, величина дисбаланса которого больше величины предельно измеряемого дисбаланса балансировочного стенда.

Неравномерный износ шины — неодинаковый износ протекторной части конкретной шины по всей его окружности.

Неравный износ шин — разный по степени износ протектора шин на позициях транспортного средства при эксплуатации.

Неремонтируемая шина — это такая шина, когда характер повреждения и или ее техническое состояние требуют ее утилизации из условий безопасности дорожного движения.   

Норма слойности — это разновидность обозначения силовой характеристики шин в виде количества  слоев хлопчатого корда в конструкции каркаса шины эквивалентного  по несущей способности реальному количеству корда в существующей шине.   
   
Носок борта шины — внутренняя часть основания борта шины (имеет остроугольную форму.

 

О


Ободная лента — профилированная эластичная прокладка из резинотехнической смеси в виде кольца, расположенная между ободом диска, камерой шины и бортами шины, предохраняет последние от механических повреждений.   

ОГП — остаточная глубина протектора шины на любом этапе ее эксплуатации.

Оптимальное давление в шине — это  давление точно соответствующее нагрузке приложенной к шине в данный период времени.

ОСТ — признак сертификации по отраслевому стандарту.

 

П


Перестановки шин  по позициям ТС — периодическое изменение местоположения шин установленных на ТС с целью выравнивания степени их износа в процессе эксплуатации.

Пластырь балансировочный — это дополнительный элемент, выполненный из резины, используемый производителями шин в качестве балансировочного грузика при балансировке шин в процессе их производства для устранения весовой неоднородности.   

Пластырь ремонтный — силовой ремонтный элемент, представляющий резинокордную структуру, используется для ремонта повреждений конструкции шин в качестве усиливающего элемента  при проведении ремонта.   

Плечо шины — это смежная область конструкции шины расположена между протектором и боковиной, испытывающая наиболее сложную деформацию кручения в процессе эксплуатации.

Посадочная полка диска — это посадочная поверхность обода диска, сопрягаемая с зоной борта шины.       

Повреждение шины — нарушение целостности конструкции шины (каркаса и или поясов брекера) требующее наложение ремонтного элемента.   

Проверка геометрии ходовой части ТС — проверка состояния установки углов осей и колес на осях ТС в соответствии с нормативом.   

Протектор шины — профилированная часть резины  шины непосредственно соприкасающаяся с дорожным покрытием и  подвергающаяся  постоянному износу.

Пятка борта шины — наружная часть основания борта, прилегающая к закраине обода диска (имеет закругленную форму).

 

Р


Раббер — электрическое устройство для углубления рисунка протектора шины (нарезки) ручным способом.

Размер колесного диска
— основная геометрическая характеристика колесного диска, используется для его выбора для конкретного типоразмера шины, различают варианты рекомендуемый и допустимый.       

Ревулканизация — это процесс разложения резинотехнической смеси под воздействием высокой температуры.

Рекомендуемый размер диска — наиболее приемлемое соответствие размеров диск–шина.
   
Рекомендуемое давление для шины — соответствует максимально допустимой нагрузке на ось ТС в снаряженном состоянии.

Ремастем — ремонтный элемент цилиндрической формы, состоящий из резинотехнической смеси, используется для ремонта мелких повреждений в протекторной части шины в дополнении с ремонтным пластырем по технологии REMA TIP TOP.   

Ремонт шин — процесс восстановления эксплуатационных свойств шины после ее повреждения методом наложения силового ремонтного элемента.   

 

С


Сервисное обслуживание шин — перечень работ выполняемых в определенной последовательности для получения максимального эффекта от эксплуатируемых шин (минимальную стоимость 1 км пробега).

 

Т


Термопресс — устройство для вулканизации повреждения шины в процессе ее ремонта.

Типоразмер шины — основная  ее характеристика, отражающая основные геометрические размеры и конструкцию каркаса.

Типоразмер шины — основная характеристика шины, включающая основные геометрические размеры и конструкцию ее каркаса, используется для выбора шины для конкретного транспортного средства.

ТУ — технические условия на определенную продукцию или технологические процессы.

 

У


Углубление рисунка протектора (нарезка) шины — технологический процесс дополнительного углубления канавок протектора шины на 3–4 мм, выполняемый ручным инструментом при наличии разрешительной надписи производителя шины.

Утилизация шин —    процесс разрушения конструкции шины не пригодной к эксплуатации с целью охраны окружающей среды и повторного использования вторичных материалов.   

 

Ф


Финиш-балансировка — устранение весовой неоднородности колеса вместе со ступицей.

 

Х


Холодное восстановление шин — процесс восстановления (замены) изношенного протектора шины на новый, представляющий собой готовую ленту или кольцо при температуре + 90–100 °С.

 

Ш


Шина с направленным рисунком протектора — это шина, у которой рисунок протектора не симметричен радиальной плоскости протектора колеса, снижающий эффект «аквопланирования», т. е. улучшающий курсовую устойчивость ТС.

Шинный насос — специальное устройство для накачки колес объединивший в себе кран, манометр и устройство аварийного сброса давления из накачиваемого колеса.

 

Э


Экструдер — винтовой механический нагнетатель герметизирующих составов, используемых для заполнения кратера повреждения при ремонте шин.   

Энвилоп
— специальная резиновая оболочка, в которую помещается восстанавливаемая шина для последующей вулканизации в автоклаве методом холодной вулканизации.

 

A


ABPA — Бразильская ассоциация предприятий-производителей шин и дисков.

 

Е


ЕТRTO — признак сертификации по Европейскому стандарту (Европейская техническая организация по шинам и дискам), сокращенное обозначение Е.

 

J


JATMA — Ассоциация японских предприятий-изготовителей шин.

 

М


МС ISO — признак сертификации по  международному интернациональному стандарту.

 

S


STRO — Скандинавская организация предприятий–производителей шин и дисков.

 

T


TRA — Североамериканская техническая ассоциация по шинам и дискам (Тайр энд рим эсоусиэйшн  инж).

TRAA — Ассоциация предприятий-изготовителей шин и дисков Австралии.




Назад