Диагностика неравномерного износа
Неравномерный износ — главный «убийца» грузовых шин. Потери транспортных парков из-за преждевременно вышедших из строя шин по причине неравномерного износа в несколько раз больше, чем по причине повреждений!
Следствием неравномерных износов шин на транспортном средстве являются ускоренный износ шин, повышение расхода топлива, повышенный износ элементов подвески, увеличение риска аварии и т. п.
Если неравномерный износ диагностирован в прогрессирующей, явно заметной стадии, как правило, устранить его уже невозможно, а можно только снизить скорость развития. Поэтому очень важно не допустить развития неравномерного износа. Для этого вы должны знать виды неравномерных износов, их признаки, причины возникновения и методы устранения. В этом поможет данная статья.
В общем, к появлению неравномерных износов приводят следующие физические причины:
- природа самой шины;
- воздействие боковых сил;
- протаскивание шины (волочение).
А предпосылками к их возникновению является сочетание одного или нескольких из следующих явлений:
- неправильный первоначальный выбор шин (шины не соответствуют условиям эксплуатации);
- неправильный монтаж шин;
- отсутствие балансировки колеса;
- несоответствие геометрии подвески транспортного средства (ТС);
- неисправность элементов подвески ТС;
- манера вождения.
Рассмотрим основные виды неравномерного износа, их причины:
Вид износа | Фото | Схематическое обозначение | Физические факторы | Потенциальные причины появления | Рекомендации по устранению |
Центральный износ | Концентрация сил в центре пятна контакта |
Несоответствие нагрузки и давления Несоответствие "диск-шина" Неправильный подбор шины (по нагрузке) |
Убедиться в том, что шина соответствует условиям эксплуатации; если нет — заменить Убедиться в том, что шина и диск соответствуют друг другу; если нет — привести в соответствие Проверить давление и привести его в соответствие нагрузуке |
||
Двусторонний симметричный износ плечевых зон | Концентрация сил на границах плечевых зон |
Те же |
Те же |
||
Односторонний износ | Воздействие боковых сил |
Нарушение геометрии установки осей и/или колес на осях |
Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС |
||
Поперечный гребенчатый износ | Те же |
Те же |
Те же |
||
Двусторонний ступенчатый износ плечевых зон | Те же |
Те же |
Те же |
||
Односторонний волновой износ плеча |
Воздействие боковых сил Протаскивание (волочение) Природа шины |
Нарушение геометрии установки осей ТС и/или колес на осях Неисправность элементов подвески Весовая неоднородность шины |
Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС Выполнить диагностику и ремонт узлов подвески Устранить дисбаланс, в том числе при помощи финиш-балансировки |
||
Эксцентричный износ (ползун) | Протаскивание (волочение) |
Манера езды водителя Неисправность элементов тормозной системы Искажение геометрических размеров колеса Весовая неоднородность колеса и/или силовая неоднородность |
Выявить и устранить причины |
||
Продольный гребенчатый износ |
Протаскивание (волочение); Природа шины |
Манера езды водителя Нарушение геометрии установки осей Несоответствие давления нагрузке |
Вести систематическую разъяснительную работу и обучение водителей Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС Проверить давление и привести его в соответствие нагрузке |
||
Пятнистый износ | Протаскивание (волочение) |
Несоответствие шин при сдвоенной установке (в том числе ввиду неравного износа) Неисправность элементов подвески |
Убедиться в соответствии шин при спаренной установке, для профилактики систематически осуществлять перестановки Выполнить диагностику и ремонт узлов подвески ТС |
||
Диагональный износ |
Воздействие боковых сил Протаскивание (волочение) |
Несоответствие шин при сдвоенной установке (в том числе ввиду неравного износа)
Нарушение геометрии осей ТС и/или колес на осях Неисправность элементов подвески |
Убедиться в соответствии шин при спаренной установке, для профилактики систематически осуществлять перестановки Выполнить диагностику и регулировку геометрии ТС Выполнить диагностику и ремонт узлов подвески ТС |
Своевременная и правильная диагностика неравномерного износа на ранних стадиях проявления поможет вам сэкономить значительную сумму. Поэтому мы настоятельно рекомендуем периодически, через каждые 30–40 тыс. км, инспектировать состояние шин ваших транспортных средств. Лучше, если это будут делать подготовленные специалисты вашего сервисного партнера.