Что нужно требовать от шины?

Что нужно требовать от шины?

Пневматические шины — это одно из самых значительных изобретений человека. Правильно считать, что современный автомобиль своим успехом в значительной степени обязан пневматической шине, без которой он не смог бы состояться как эффективное транспортное средство.

Несущая способность

Шины должны обладать возможностью при максимально допустимой скорости выдерживать вес транспортного средства в снаряженном и загруженном состоянии, а также динамические нагрузки при разгоне, торможении и поворотах. Несущая способность шины в конечном итоге определяется ее конструкцией и величиной давления в ней воздуха.

Сцепление с покрытием дороги

Именно прогиб пневматической шины, характеризующий пятно контакта, обеспечивает ее сцепление с дорогой на предельной площади, а не по образующей линии, если бы шина была абсолютно жесткой. Значительная площадь контакта пневматической шины с дорогой, по которой сравнительно равномерно распределяется нагрузка, дает возможность обеспечить сцепление с поверхностью дороги, необходимое для передачи крутящего момента или тормозного усилия.
Шина должна обеспечивать надежное сцепление в широком диапазоне условий: от сухого покрытия до мокрого — когда на поверхности имеются участки, покрытые слоем воды, льда или снега, а также при любом другом разнообразии дорожных условий. Для этого разрабатывается рисунок протектора в соответствии с моделью шины, и подбираются необходимые материалы для его изготовления.

Известно, что шина, обеспечивающая наилучшее сцепление в сухую погоду, вообще не имеет рисунка протектора, но с появлением влаги на покрытии дороги чрезвычайно важным становится удаление воды из пятна контакта. Это достигается с помощью специальных канавок, предусмотренных в конструкции протектора шины при ее проектировании для каждой конкретной модели.

Управляемость

Управляемость — это способность шин транспортного средства точно повторять на дороге траекторию движения, заданную рулевым колесом. Данный показатель шины заложен в конструкции ее модели и самым активным образом влияет на безопасность дорожного движения.

Минимальное сопротивление качению

Это технический показатель, который в конечном итоге влияет на расход топлива транспортного средства и рассматривается еще при проектировании шины. В процессе эксплуатации он может быть ухудшен при несоблюдении норм этой самой эксплуатации:

  • неправильном выборе модели шины;
  • несоответствующем давлении для позиции колеса;
  • перегрузке шин;
  • посадочной ширине диска больше рекомендуемой.

Устойчивость транспортного средства. Шина обеспечивает устойчивость транспортного средства за счет стабильности размера пятна контакта с поверхностью дороги. Во время движения на шину действуют силы, которые могут привести к ее деформации. В случае, когда шина спроектирована неправильно, размер пятна контакта будет меняться (например, при прохождении поворотов), что в свою очередь приведет к изменению сцепных свойств шины. В результате автомобиль может не удержаться на заданной траектории, что крайне опасно.

Комфортность

Способность шины смягчать удары, передаваемые от поверхности дороги, зависит в первую очередь от ее эластичности. А эластичность определяется двумя факторами: конструкцией шины и применяемыми материалами. Одновременно к комфорту необходимо отнести показатель уровня шума при езде на автомобиле, создаваемого рельефом рисунка протектора как внутри, так и вне транспортного средства. Это достигается оптимизацией расположения блоков рисунка протектора и наличием шумопоглощающих перегородок.

Надежность

Надежность — это основной показатель безопасности. Он характеризуется запасом прочности шины и обеспечивается при возникающих перегрузках без разрушения. Степень надежности заложена в конструкции шины, в первую очередь, в ее каркасе.

Долговечность и ходимость

Максимальная ходимость шины — это тот показатель, к которому стремятся и производители шин, и те, кто их использует. Ходимость напрямую влияет на стоимость одного километра пробега, которую стараются сделать минимальной. А достичь этого можно лишь в комплексе: шина должна быть качественной (это забота производителя) и правильно эксплуатироваться (это задача перевозчика). Только в сумме эти слагаемые дадут необходимый результат. Поэтому порой наивно выглядят отдельные владельцы транспортных средств, которые при выборе шины отдают предпочтение не условиям и характеру эксплуатации шин, а глубине рисунка протектора шины.




Назад